по-русски | english
Эл. почта: antanta1999@mail.ru Телефон: 8 (921) 656-97-12
 
 
Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович

Место нахождения некоммерческой организации

 

Как следует из п. 2 ст. 54 Гражданского Кодекса РФ (часть I)1 местом нахождения юридического лица, по которому осуществляется его государственная регистрация, является место нахождение его исполнительного органа (коллегиального — для некоммерческих организаций это, например, совет, правление; или индивидуального — президент, директор, настоятель, председатель правления и т.д.), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождение юридического лица имеет важное юридическое значение, по месту нахождения происходит постановка на налоговый учет и уплата налогов, осуществляется исполнение обязательств, в которых участвует юридическое лицо, определяется подсудность споров.

«Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации» (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — «Закон о НКО»))2. П. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»3, регламентирующего общие вопросы госрегистрации, устанавливает, что место нахождения указывается учредителями юридического лица в заявлении о его государственной регистрации.
Известно, что для некоммерческих организаций (далее — «НКО») вышеуказанный Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» применяется с учетом требований Закона о НКО (п. 1 ст. 13.1 Закона об НКО). В отношениии отдельных типов НКО «установлен «специальный порядок государственной регистрации» (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»4). Сведения о месте нахождения НКО указываются в заявлении о государственной регистрации (например, для религиозных организаций в соответствии с п.п. 5, 7 ст. 11 Закона «О свободе совести...») и учредительных документах (п. 3 ст. 4 Закона о НКО). Напомним, что новые формы заявлений о государственной регистрации религиозных организаций установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.06 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»5. Форма РН0001 (заявление о госрегистрации) содержит обязательный для заполнения заявителями раздел 2 «Адрес (место нахождения) некоммерческой организации», при этом допускается указание одного из трех адресов постоянно действующего руководящего органа, исполнительного или иного органа, лица, имеющего право действовать от имени некоммерческой организации без доверенности.

Аналогичны требования об обязательном указании места нахождения НКО и в случае ее реорганизации (Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой путем реорганизации — форма РН002), внесения изменений и дополнений в учредительные документы и в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации — форма РН003), внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (заявление — форма РН004), присоединения (Заявление о прекращении деятельности присоединенной некоммерческой организации — форма РН009, приложение «А»).

Регистрирующий орган (до октября 2008 года — Федеральная Регистрационная Служба РФ (ФРС), в настоящее время — Министерство Юстиции РФ или его территориальные управления (Минюст)) в соответствии с подпунктом 6 п. 5 ст. 13.1 Закона об НКО в числе документов, необходимых для государственной регистрации НКО, обязывает заявителей предоставлять документы, содержащие «сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией». К таким документам относится гарантийное письмо от собственника, подтверждающего его намерения заключить договора аренды либо иной договор с НКО после государственной регистрации последней, и надлежаще заверенный (нотариально либо печатью организации) правоустанавливающий документ собственника помещения (свидетельство о государственной регистрации права собственности). В случае внесения изменений в учредительные документы, связанных с изменением места нахождения НКО, НКО предоставляет свидетельство о собственности (если НКО уже приобрело помещение в собственность), либо договор аренды, либо гарантийное письмо от будущего арендодателя. Все документы требуются в двух экземплярах. Нам понятно беспокойство работников Минюста о получении максимально достоверных сведений о месте нахождения религиозной организации, однако Закон не предусматривает требование о предоставлении в регистрирующий орган именно этих документов.
Отметим, что вышеуказанным Постановлением Правительства утверждаются новые формы Отчета о деятельности некоммерческой организации и сведений о персональном составе их руководящих органов (форма ОН0001) и Уведомления о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма ОН0002). В обоих документах также необходимо указание на место нахождения НКО. Примечательно, что в 2007 году по требованию руководителей большинства религиозных конфессий (прежде всего, православных и мусульман) для религиозных организаций был установлена упрощенная и сокращенная по сравнению с НКО всех остальных организационно-правовых форм форма Отчета. Формы документов, содержащих отчет о деятельности религиозной организации, сведения о руководителе и составе руководящих органов религиозной организации, о расходовании религиозной организацией денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства утверждены Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 213 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212»6. Но и в случае религиозных организаций указание на место нахождения в отчете обязательно.

Как следует из п. 1 ст. 12 Закона «О свободе совести...» религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случае, если в представленных на госрегистрацию документах (заявление, устав и т.д.) указаны недостоверные сведения (в т.ч. и о месте нахождения). Отметим, что в соответствии со ст. 23.1. Закона об НКО среди оснований для отказа в государственной регистрации иных видов НКО (за исключением религиозных организаций) указание недостоверных сведений прямо не указано. В то же время в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23.1 Закона об НКО среди оснований для отказа в государственной регистрации НКО указано предоставление документов «не полностью» (например, без документа о месте нахождения) либо оформленных «в ненадлежащем порядке» (например, без указания в гарантийном письме точного адреса либо подпись гарантийного письма ненадлежащим лицом). На практике непредоставление документа о месте нахождения или указание в документах недостоверных сведений является гарантированной причиной отказа в государственной регистрации НКО. В этом случае заявители теряют госпошлину (хотя практика удержания регистрирующим органом госпошлины вызывает немало нареканий у правоведов) и иные платежи по подготовке пакета документов (что в настоящее время составляет несколько тысяч рублей).

Также считаю необходимым обратить внимание читателей на весьма распространенное заблуждение, когда заявители указывают в качестве адреса места нахождения создаваемого юридического лица (или, в частности, НКО) субъект федерации либо не указывают адрес вовсе. На практике мне иногда встречались документы общественных и религиозных организаций (зарегистрированы они были в начале 90-х гг.), где в качестве адреса указывалась Москва либо Санкт-Петербург. Возможно, это было связано с отстутствием четкого правового регулирования данного вопроса в то время. Но в настоящее время требования законодательства об НКО весьма однозначны: место нахождения указывать в учредительных документах обязательно.

Весьма интересен и вопрос о том, какое именно помещение может выступать в качестве адреса (места нахождения) НКО. До конца 90-х годов была весьма распространена практика использования жилых помещений в качестве места нахождения НКО. Данную ситуацию легко объяснить наличием у учредителей регистрируемой НКО преимущественно жилых помещений (квартир, частных домов) и вообще в то время относительно малым количеством нежилых помещений (тем более, в сельской местности), пригодных для использования под уставные цели. Практика государственной регистрации религиозных организаций в жилых помещениях была закреплена Письмом Минюста РФ от 27.12.99 № 10766-СЮ7, ст.15 которого подтверждала, что поскольку в соответствии с законодательством «в жилых помещениях могут беспрепятственно совершаться богослужения, религиозные обряды и церемонии», указанные помещения могут являться адресами (местом нахождения) религиозных организаций. Данное письмо не отменено и по сей день. Тем не менее, несколько лет назад, Минюст ввел фактический запрет на использование жилых помещений в качестве места нахождения церквей. При этом учредителям религиозных организаций устно объяснялось, что согласно п. 3 ст. 288 части первой и п. 2 ст. 671 части второй ГК РФ жилое помещение может использоваться лишь для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. Таким образом, на наш взгляд, без достаточных оснований сложилась практика регистрации религиозных организаций только в нежилых помещениях. В то же время благотворительные общественные организации и фактически коммерческие организации пользуются правом регистрироваться по месту жительства их учредителей и руководителей. Так, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»8 гласит, что «не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства». Коммерческие организации в силу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществляют государственную регистрацию по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа (например, генерального директора) или лица, действующего от имени юридического лица без доверенности (т.е. по смыслу текста — физического лица). На практике нередки случаи регистрации коммерческих предприятий по адреса жилых помещений. Для НКО же создаются дополнительные трудности: приход при регистрации далеко не всегда имеет церковное здание — его нужно строить, восстанавливать, реставрировать, покупать, оформлять собственность. Большинство действий с церковным зданием нужно совершать от имени зарегистрированной религиозной организации, т.е. создается замкнутый круг. Благотворительные организации также зачастую не имеют возможности арендовать нежилое помещение либо приобретать его в собственность, данные средства фактически отнимаются от денежных средств, которые могли бы пойти на помощь нуждающимся. Садоводческие, огороднические и дачные объединения граждан имеют места нахождения в дачных массивах и садоводствах, где наличие нежилых помещений весьма часто не предусмотрено. Представляется, что законодатель мог бы специальной нормой сделать исключение для НКО в части использования жилых помещений учредителей, членов НКО либо членов их семей в качестве места нахождения НКО.
В связи с этим сложилась всем известная порочная практика регистрации юридических лиц по фиктивным, т.н. «юридическим адресам». Ими могут быть и помещения, принадлежащие учредителям и членам НКО или их знакомым, а могут быть и совершенно посторонние адреса, предоставляемые за деньги предприимчивыми коммерсантами. Во всех случаях фактическое место нахождения (фактический адрес) и юридический адрес не совпадают. В юридической и бухгалтерской литературе в настоящее время широко бытует мнение о том, что понятия «юридический» и «фактический адрес» «являются своего рода образными выражениями», «законодательно такие понятия не определены»9. Думается, что все не так просто. Уже приведенное мной Письмо Минюста от 27 декабря 1999 г. отождествляет понятия «место нахождения» и «юридический адрес», делая эти понятия не образными, а именно юридическими. Существовавшие еще несколько лет назад формы для постановки на налоговый и пенсионный учет предусматривали две графы для заполнения: юридический и фактический адрес. Фактически законодательно закреплялось состояние существования у НКО двух адресов: формального юридического — по месту постановки на учет в налоговый орган и фактического, где осуществляется уставная деятельность. Существует и немалое количество действующих нормативно-правовых актов, оперирующих понятием «юридический адрес» (см., например, пункт «д» ст. 14 Приказа Минюста РФ от 30 декабря 2004 г. № 202 «Об утверждении Положения о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и формы выписки из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»10), а Приказ Государственной регистрационной палаты при Минэкономике от 07 февраля 1996 г. № 2 «О порядке регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями»11 отождествляет понятия «юридический» и «почтовый» адрес, подтверждая некую «виртуальность» юридического адреса.

Тем не менее, государство избавляется от понятий юридического и фактического адреса, повсеместно вводя понятие места нахождения организации, и начинает проводить политику по ликвидации сложившейся ситуации.

Налоговый кодекс Российской Федерации12 предусматривает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Консультант налоговой службы РФ А.А. Фаттахова считает (статья Ю. Б. Добронравова «Разбираемся с проблемой юридического и фактического адреса», «Главбух», № 1, январь 2006 года), что нахождение организации по фактическому адресу, отличающемуся от указанного в учредительных документах, является, по сути, подтверждением существования там обособленного подразделения, которое необходимо регистрировать (ст. 83 НК РФ) и за нарушения сроков регистрации которого наступает ответственность по ст. 116 НК РФ.

Согласно требованиям п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организация обязана информировать налоговые органы об изменении своего места нахождения в течение трех дней с момента с момента изменения адреса. По истечении трехдневного срока налоговые органы будут рассматривать прежний (уже несуществующий адрес) как нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц, что предусматривает штраф (до 20 МРОТ) в соответствии с п. 1 ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях13 («Несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ»). Более серьезная ответственность для руководителя наступает при предоставлении в регистрирующий орган заведомо ложных сведений (штраф до 50 МРОТ согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП и штраф до 500 МРОТ и даже лишение свободы на срок до 5 лет согласно ст. 171 Уголовного Кодекса РФ14). Впрочем, судебной практики такого рода в отношении руководителей НКО пока нет. Сами налоговые органы неохотно обращаются в суд, т.к. практически невозможно доказать, что учредители религиозной организации предоставили при регистрации заведомо ложные сведения и не собирались находиться в указанном в заявлении помещении. Кроме того, существующая арбитражная практика позволяет снизить штрафные санкции в 5-10 раз (а иногда и полностью освободить некоммерческие организации от ответственности), что минимизирует экономический «эффект». Данные нарушения не относятся к серьезным и не представляют существенной общественной опасности, ликвидация таких нарушений не является приоритетной задачей для налоговых органов (пока, во всяком случае).

Однако налоговые органы проявляют изобретательность. По данным практикующего юриста и предпринимателя С. Олейника15 налоговые органы применяют следующие санкции против организаций, имеющих фиктивный юридический адрес:

  • блокируют расчетный счет организации и просят директора вместе с главным бухгалтером явиться в налоговую инспекцию;
  • отказывают в регистрации вновь создаваемой организации, если в качестве адреса в документах указан адрес из «черного» списка;
  • штрафуют;
  • предъявляют иски о ликвидации организации;
  • отказывают в вычете НДС;
  • включают в списки «неблагонадежных» организаций (недобросовестных налогоплательщиков);
  • заявляют, что будут признавать незаконным уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на суммы арендной платы за помещение, которое является фактическим местом нахождения организации, но по которому она не зарегистрирована;
  • рекомендуют банкам отказывать в открытии расчетных счетов организациям, которые зарегистрированы по адресу из «черного» списка, а также в случае, если организация не может предъявить документы, подтверждающие фактическое нахождение по своему юридическому адресу.

Некоторые из таких методов весьма экзотичны, носят заведомо незаконный характер, могут быть с большой долей вероятности успешно оспорены в суде. Тем не менее, мы рекомендуем по возможности в кратчайшие сроки приводить свои учредительные документы в соответствие с фактическим положением дел. Для этого существуют два пути. Можно внести изменения в учредительные документы, касающиеся смены адреса места нахождения, либо, оставив в уставе «юридический адрес», зарегистрировать обособленное подразделение по фактическому месту нахождения НКО. В обоих случаях используются формы заявлений, содержащихся в уже упоминавшемся Постановлении Правительства от 15.04.06 № 212.



Юридические

Место нахождения религиозной организации
Журнал «Юстиция», январь 2007
Особенности правового регулирования наименования некоммерческой организации
Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 17 сентября 2008
Правовой статус вероисповедальных кладбищ
Журнал «Религия и право», январь, 2009
Католицизм и свобода совести. Историко-правовой анализ
Журнал «Политика и общество», январь 2008

Публицистические

Мульти-пульти
Газета «Московский литератор», 11, 2006
Му на острове (немного о кинофильме «Остров»)
Газета «Московский литератор», 1, 2007
 
     
Дизайн сайта — студия Артема Сучкова