Особенности правового регулирования наименования некоммерческой организации
Наименование является одним из важнейших признаков юридического лица и основным показателем самостоятельности юридического лица в гражданском обороте и в отношениях с судебными органами. Наименование также служит «информированию других участников гражданского оборота о существенных признаках данного юридического лица — возможном объеме его ответственности по обязательствам, составе органов управления, целях деятельности и т.п.» 1 . Некоммерческие организации (НКО) создаются для «достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 2006 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ).
НКО, обладающим исключительной (уставной) правоспособностью, наименование тем более необходимо, т.к. оно не только позволяет отличать НКО от других хозяйствующих субъектов, но и способствует и индивидуализации ее целей и задач, а также характера и результатов ее деятельности. «В отличие от обладающей общей правоспособностью коммерческой организации, индивидуализации которой служит отражение в ее фирменном наименовании самой организационно-правовой формы конкретной организации (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), некоммерческая организация, обладающая уставной правоспособностью, может быть индивидуализирована в гражданских и иных правоотношениях также путем указания на характер ее деятельности» .
Следует отметить, что в современной литературе, регулирующей правовой статус и особенности бухгалтерского учета НКО, не уделяется серьезного внимания наименованию НКО .
В судебных актах иногда говорится, что наименование состоит из произвольной и обязательной частей (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.02.1999 г. № 7570/98 ). К произвольной части относится собственно наименование, а к обязательной — указание на организационно-правовую форму юридического лица, а для НКО и территориальная сфера и характер ее деятельности. Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности.
Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) , п. 1 ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Наименование и место нахождения НКО указываются в ее учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 3 ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Напомним, что учредительными документами для всех видов НКО является устав, а для ассоциаций и союзов учредительный договор в дополнение к уставу (п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Важнейшей особенностью наименования юридических лиц всех организационно-правовых форм является обладание исключительного права на его использование. Данное право возникает с момента государственной регистрации НКО в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом требований ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». При этом лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное наименование, по требованию обладателя права на наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. При этом право на наименование охраняется не только на территории Российской Федерации, но и в странах-участниках Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) .
Действующее законодательство устанавливает ряд требований к наименованию НКО. Прежде всего, наименование НКО должно быть указано на государственном языке Российской Федерации — русском языке (часть 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» ). На практике встречаются случаи, когда заявители подают в органы Росрегистрации учредительные документы с указанием наименования НКО на иностранном языке или на языке народов России. Подобного рода действия, безусловно, являются нарушениями требований действующего законодательства и влекут за собой отказ в государственной регистрации НКО. Данное требование не является дискриминирующим, т.к. учредители регистрируемого НКО имеют право указать наименование НКО на языке народов России и (или) иностранном языке в Заявлении Формы № РН0001, утвержденном Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (с изменениями от 10 апреля 2007 г.) , а также в разделе 1 устава НКО (общие положения).
При использовании в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования заявители обязаны представить в регистрирующий орган подтверждающие их (заявителей) полномочия документы (часть 7 п. 5 ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Например, при регистрации Санкт-Петербургской общественной организации «Просветительское общество имени Эдвина Харви» были затребовано письменное разрешение на использование имени американского издателя от его дочери.
П. 1 Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований Россия, Российская Федерация» устанавливает, что «в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования Россия, Российская Федерация, слово федеральный и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации», а в иных случаях — с разрешения Межведомственной комиссии, образованной Приказом Минюста РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2006 г. № 39/112/73/29/39н/42/39 «О Межведомственной комиссии по вопросам использования наименований Россия, Российская Федерация и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций» .
Добавим, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам своим Письмом № 09-1-03/3458@ требует от регистрирующих органов всегда проверять обоснованность использования юридическими лицами вышеуказанных наименований.
Следует отметить, что использование слов «Россия» и др. общероссийскими общественными объединениями, политическими партиями и централизованными религиозными объединениями регулируется соответствующими законами — абзацем 6 п. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» , п. 4 ст. 6 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» , п. 5 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Особое внимание уделяется тому, чтобы в обязательной части наименования НКО указывалась ее организационно-правовая форма (например, общественная организация, фонд, некоммерческое партнерство и т.д. в соответствии со ст.ст. 6-11 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Например, абзац 1 ст. 28 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что «официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности». Аналогичные нормы существуют и в отношении религиозных объединений. Примером допустимых указаний территориальной сферы деятельности общественных и религиозных объединений является применение наименований субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (Московская общественная организация инвалидов по слуху «Ковчег», Гатчинский областной культурно-просветительский общественный фонд и т.п.) или слов «региональный», «местный», но с последующим указанием в наименовании или в уставе конкретной территории (Ленинградский областной благотворительный общественный фонд «Бетель» (Милосердие).
На требование указания организационно-правовой формы адвокатскими образованиями, созданными в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (адвокатская палата, коллегия адвокатов, юридическая консультация), указывает и Письмо МНС РФ от 25 февраля 2004 г. № 09-1-02/767 . Отметим, что на основании вышеуказанного Письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете «Московский налоговый курьер», № 12, июнь 2004 г.
П. 7 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» также указывает, что наименование общества взаимного страхования «должно содержать слова некоммерческая организация и взаимное страхование». Как было сказано выше, обязательным требованием к наименованию НКО является указание характера ее деятельности. Так, п. 4 ст. 20 Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» гласит, что «наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова союз или ассоциация». П. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» также обязывает садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения иметь «наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова некоммерческое товарищество, потребительский кооператив, некоммерческое партнерство». В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями указанного Закона.
Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.
Данное требование обусловлено конституционным правом граждан на информацию (п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации ), в том числе на получение достоверной информации о характере деятельности законно учрежденных на территории России НКО, которые в свою очередь имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности как непосредственно, так и путем учреждения средств массовой информации. Именно поэтому, п. 8 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» требует, чтобы наименование религиозной организации содержало сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Данное требование законодателя несет немалую практическую пользу, т.к. очень часто функционеры деструктивных религиозных культов (как зарегистрированных, так и действующих без государственной регистрации) вводят граждан в заблуждение относительно своей конфессиональной принадлежности, именуя себя «православными», «просто христианами», «просто верующими» и т.п. На практике Росрегистрации может быть достаточно непросто разрешать вопросы, связанные с требованием закона об указании вероисповедания религиозной организации в наименовании, данный вопрос требует специальных знаний в области религиоведения и может быть разрешен в том числе и в результате проведения государственной религиоведческой экспертизы. На практике пришлось столкнуться с религиозной организацией, в своем наименовании содержащей названия трех религиозных конфессий — «Местная религиозная организация евангельских христиан «Реформатская пресвитерианская церковь». Только специальные познания сотрудников Росрегистрации помогли определить, что данное наименование не противоречит закону и науке.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО имеет «печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке» и «вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему». Выполнение данного требования НКО подчас затруднительно. Дело в том, что полные наименования НКО нередко содержат 10-15 и более слов. Разместить полное наименование НКО на печати непросто, тем более, что некоторые НКО стремятся разместить на печати наименование на иностранном языке (для удобства в осуществлении внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере международного сотрудничества), а также символ или эмблему. Кроме того, многословные полные наименования НКО могут не помещаться в графы банковских платежных поручений. Поэтому многие НКО стремятся иметь сокращенное наименование.
Действующее законодательство разрешает юридическим лицам (прежде всего, коммерческим организациям) иметь как полное, так и сокращенное наименование (подпункт «а» п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), данные сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Формы документов, необходимых для государственной регистрации НКО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», также предусматривают возможность существования полного и сокращенного наименования. На наш взгляд, имеет место некоторое противоречие в различных нормативно-правовых актах: в одних предусмотрено сокращенное наименование НКО, в других требуется обязательное указание полного наименования. На практике, регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование, либо разрешить иметь сокращенное наименование, но не допустить аббревиатур и сокращений в отношении ключевых слов. Так, Религиозная организация «Христианское общество Библия для всех Российского Союза евангельских христиан-баптистов» имеет сокращенное наименование Христианское общество «Библия для всех». Регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование в силу наличия специального порядка их государственной регистрации (ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Наименование НКО может явиться причиной отказа в ее государственной регистрации. Подпункты 2, 3 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает возможность отказа в государственной регистрации некоммерческой организации если «ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием» и если «наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан». Аналогичны требования п. 4 и 6 ст. 23 «Об общественных объединениях», в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если «ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории» и если «наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан».
С требованием о недопустимости создания НКО с одинаковым наименованием с ранее зарегистрированной организацией все ясно: наличие юридических лиц с одинаковым наименованием в пределах той же территории может помешать нормальному ходу гражданского оборота. Несколько сложнее доказать оскорбление нравственности, национальный и религиозных чувств граждан в наименовании НКО. Наименование НКО может оскорблять нравственность если в нем содержаться унижающие честь и достоинства других лиц выражения, например пропаганда порнографии, антиобщественного образа жизни, аморального поведения. Оскорбление национальных чувств граждан может быть связано с действиями, направленными на возбуждение национальной и расовой вражды, унижением национального достоинства граждан, пропаганды исключительности и превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. Оскорбление религиозных чувств граждан может касаться: свободного исповедания и распространения веры; совершения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания. Отметим, что указание в наименовании НКО сведений, оскорбляющих нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, влечет не только отказ в государственной регистрации НКО, но и может привести к уголовному преследованию по ст.ст. 136, 148, 239, 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации .
В соответствии со п. 3 ст. 9 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в указанном Федеральном законе понимается «указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии». Т.е. в Российской Федерации не могут существовать соответственно Русская партия и Шведская народная партия, объединяющие национальные меньшинства соответственно Украины и Финляндии. Недопустимо создание клерикальных партий, таких как швейцарская Евангелическая народная партия или бангладешские Мусульманская лига и Исламская демократическая лига, или расистских, одним своим названием оскорбляющихя целые этнические группы (как карликовые американские Национал-социалистическая партия белого человека или Ку-Клукс-Клан). Положения ст. 9 ФЗ «О политических партиях» не раз становились объектом критики, однако мы согласимся с мнением Аверьянова А. Н. и др., что «образование политической партии по признакам религиозной принадлежности (как и по признакам расовой и национальной принадлежности) в таком много конфессиональном и многонациональном государстве, как Российская Федерация, чревато трудно предсказуемыми последствиями. Правовой запрет на их создание обусловлен, кроме прочего, и особенностями исторического развития России. В некоторых странах Запада и Востока существуют политические партии, в названии которых отражаются религиозные признаки; это, в частности, христианско-демократические и другие партии. Однако опыты по созданию политических партий (движений) чисто религиозной направленности всегда в итоге приводит к катастрофе» .
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих на территории Российской Федерации политических партий, а также партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Случается, что общественные объединения нарушают требования данной статьи. Так, Судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 г. № 56-Г02-10 определила оставить без изменения решение Приморского краевого суда от 14 марта 2002 г. о ликвидации и запрете деятельности Владивостокской общественной организации «Независимая общественная прокуратура». В Определении указано, что в наименовании указанной НКО использовано наименование органа государственной власти, т.к. «в соответствии со ст. 4 Федерального законаот 17 января 1992 г. N 2202-I О прокуратуре Российской Федерации прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений — органы прокуратуры; создание общественной прокуратуры данным Федеральным законом не предусмотрено. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений».
Взаимоотношения государства и некоммерческих организаций, являющихся важнейшим элементом гражданского общества, находятся в стадии становления. Развитие законодательства о НКО окажет данному непростому процессу самую действенную помощь.
1 Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. № 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ) (под общ. ред. А. М. Эрделевского) (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) — «Библиотечка РГ», 2001 г. — Система ГАРАНТ, 2007 г. 2 Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 145 3 Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (под ред. М. Ю. Тихомирова) — М.: 2000 г. — Система ГАРАНТ, 2007 г. 4 См., в частности: Макальская М. Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и сервис», 1998; Тихомиров М. Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций. — М.: Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2000; Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации. Справочник. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000; Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. — М.: Общественная организация «Православное дело», 2000; Загайнова С. К., Горбунова Н. В. Религиозные организации: организационно-правовые основы деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение. — СПб.: Шандал, 2004. 5 Текст постановления официально опубликован не был 6 Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301 7 Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., № 33 (Часть I), ст. 3431 8 Текст Конвенции опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1996 г., № 2 9 Собрание законодательства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 23 ст. 2199 10 Собрании законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. N 17 (часть II) ст. 1869 11 Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г. № 51, ст. 5816 12 Текст приказа опубликован в журнале «Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов», апрель 2006 г., № 17 13 Текст письма опубликован в газете «Экономика и жизнь», октябрь 2004 г., № 43 14 Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1930 15 Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 2950 16 Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 39 ст. 4465 17 Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. № 23 ст. 2102 18 Текст письма официально опубликован не был 19 Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 49 ст. 6047 20 Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г., № 30, ст. 3122 21 Собрании законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г. № 16 ст. 1801 22 Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1309 23 Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. № 237 24 Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954 25 Аверьянов А.Н., Васецкий Н. А., Малов Ю. К. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях». — «Юрайт-М», «Новая Правовая культура», 2003 г. — Система ГАРАНТ, 2007 г. 26 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2003 г., № 4