по-русски | english
Эл. почта: antanta1999@mail.ru Телефон: 8 (921) 656-97-12
 
 
Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович

Особенности правового регулирования наименования некоммерческой организации

 
Наименование является одним из важнейших признаков юридического лица и основным показателем самостоятельности юридического лица в гражданском обороте и в отношениях с судебными органами. Наименование также служит «информированию других участников гражданского оборота о существенных признаках данного юридического лица — возможном объеме его ответственности по обязательствам, составе органов управления, целях деятельности и т.п.» 1 . Некоммерческие организации (НКО) создаются для «достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 2006 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ).

НКО, обладающим исключительной (уставной) правоспособностью, наименование тем более необходимо, т.к. оно не только позволяет отличать НКО от других хозяйствующих субъектов, но и способствует и индивидуализации ее целей и задач, а также характера и результатов ее деятельности. «В отличие от обладающей общей правоспособностью коммерческой организации, индивидуализации которой служит отражение в ее фирменном наименовании самой организационно-правовой формы конкретной организации (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), некоммерческая организация, обладающая уставной правоспособностью, может быть индивидуализирована в гражданских и иных правоотношениях также путем указания на характер ее деятельности» .

Следует отметить, что в современной литературе, регулирующей правовой статус и особенности бухгалтерского учета НКО, не уделяется серьезного внимания наименованию НКО .

В судебных актах иногда говорится, что наименование состоит из произвольной и обязательной частей (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.02.1999 г. № 7570/98 ). К произвольной части относится собственно наименование, а к обязательной — указание на организационно-правовую форму юридического лица, а для НКО и территориальная сфера и характер ее деятельности. Собственно наименование представляет собой словесное и (или) цифровое обозначение (названия предметов, имена людей и т.д.), направленное на индивидуализацию данной организации в среде юридических лиц с одинаковой организационно-правовой формой или характером (предметом, целью) деятельности.

Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) , п. 1 ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Наименование и место нахождения НКО указываются в ее учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 3 ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Напомним, что учредительными документами для всех видов НКО является устав, а для ассоциаций и союзов учредительный договор в дополнение к уставу (п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Важнейшей особенностью наименования юридических лиц всех организационно-правовых форм является обладание исключительного права на его использование. Данное право возникает с момента государственной регистрации НКО в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом требований ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях». При этом лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное наименование, по требованию обладателя права на наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. При этом право на наименование охраняется не только на территории Российской Федерации, но и в странах-участниках Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) .

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к наименованию НКО. Прежде всего, наименование НКО должно быть указано на государственном языке Российской Федерации — русском языке (часть 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» ). На практике встречаются случаи, когда заявители подают в органы Росрегистрации учредительные документы с указанием наименования НКО на иностранном языке или на языке народов России. Подобного рода действия, безусловно, являются нарушениями требований действующего законодательства и влекут за собой отказ в государственной регистрации НКО. Данное требование не является дискриминирующим, т.к. учредители регистрируемого НКО имеют право указать наименование НКО на языке народов России и (или) иностранном языке в Заявлении Формы № РН0001, утвержденном Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (с изменениями от 10 апреля 2007 г.) , а также в разделе 1 устава НКО (общие положения).

При использовании в наименовании НКО личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования заявители обязаны представить в регистрирующий орган подтверждающие их (заявителей) полномочия документы (часть 7 п. 5 ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Например, при регистрации Санкт-Петербургской общественной организации «Просветительское общество имени Эдвина Харви» были затребовано письменное разрешение на использование имени американского издателя от его дочери.

П. 1 Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований „Россия“, „Российская Федерация“» устанавливает, что «в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования „Россия“, „Российская Федерация“, слово „федеральный“ и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации», а в иных случаях — с разрешения Межведомственной комиссии, образованной Приказом Минюста РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2006 г. № 39/112/73/29/39н/42/39 «О Межведомственной комиссии по вопросам использования наименований „Россия“, „Российская Федерация“ и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций» .

Добавим, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам своим Письмом № 09-1-03/3458@ требует от регистрирующих органов всегда проверять обоснованность использования юридическими лицами вышеуказанных наименований.

Следует отметить, что использование слов «Россия» и др. общероссийскими общественными объединениями, политическими партиями и централизованными религиозными объединениями регулируется соответствующими законами — абзацем 6 п. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» , п. 4 ст. 6 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» , п. 5 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Особое внимание уделяется тому, чтобы в обязательной части наименования НКО указывалась ее организационно-правовая форма (например, общественная организация, фонд, некоммерческое партнерство и т.д. в соответствии со ст.ст. 6-11 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Например, абзац 1 ст. 28 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает, что «официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности». Аналогичные нормы существуют и в отношении религиозных объединений. Примером допустимых указаний территориальной сферы деятельности общественных и религиозных объединений является применение наименований субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (Московская общественная организация инвалидов по слуху «Ковчег», Гатчинский областной культурно-просветительский общественный фонд и т.п.) или слов «региональный», «местный», но с последующим указанием в наименовании или в уставе конкретной территории (Ленинградский областной благотворительный общественный фонд «Бетель» (Милосердие).

На требование указания организационно-правовой формы адвокатскими образованиями, созданными в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (адвокатская палата, коллегия адвокатов, юридическая консультация), указывает и Письмо МНС РФ от 25 февраля 2004 г. № 09-1-02/767 . Отметим, что на основании вышеуказанного Письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете «Московский налоговый курьер», № 12, июнь 2004 г.

П. 7 ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ
«О взаимном страховании» также указывает, что наименование общества взаимного страхования «должно содержать слова „некоммерческая организация“ и „взаимное страхование“».
Как было сказано выше, обязательным требованием к наименованию НКО является указание характера ее деятельности. Так, п. 4 ст. 20 Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» гласит, что «наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова „союз“ или „ассоциация“». П. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» также обязывает садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения иметь «наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова „некоммерческое товарищество“, „потребительский кооператив“, „некоммерческое партнерство“». В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями указанного Закона.

Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.

Данное требование обусловлено конституционным правом граждан на информацию (п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации ), в том числе на получение достоверной информации о характере деятельности законно учрежденных на территории России НКО, которые в свою очередь имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности как непосредственно, так и путем учреждения средств массовой информации. Именно поэтому, п. 8 ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» требует, чтобы наименование религиозной организации содержало сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Данное требование законодателя несет немалую практическую пользу, т.к. очень часто функционеры деструктивных религиозных культов (как зарегистрированных, так и действующих без государственной регистрации) вводят граждан в заблуждение относительно своей конфессиональной принадлежности, именуя себя «православными», «просто христианами», «просто верующими» и т.п. На практике Росрегистрации может быть достаточно непросто разрешать вопросы, связанные с требованием закона об указании вероисповедания религиозной организации в наименовании, данный вопрос требует специальных знаний в области религиоведения и может быть разрешен в том числе и в результате проведения государственной религиоведческой экспертизы. На практике пришлось столкнуться с религиозной организацией, в своем наименовании содержащей названия трех религиозных конфессий — «Местная религиозная организация евангельских христиан «Реформатская пресвитерианская церковь». Только специальные познания сотрудников Росрегистрации помогли определить, что данное наименование не противоречит закону и науке.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО имеет «печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке» и «вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему». Выполнение данного требования НКО подчас затруднительно. Дело в том, что полные наименования НКО нередко содержат 10-15 и более слов. Разместить полное наименование НКО на печати непросто, тем более, что некоторые НКО стремятся разместить на печати наименование на иностранном языке (для удобства в осуществлении внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере международного сотрудничества), а также символ или эмблему. Кроме того, многословные полные наименования НКО могут не помещаться в графы банковских платежных поручений. Поэтому многие НКО стремятся иметь сокращенное наименование.

Действующее законодательство разрешает юридическим лицам (прежде всего, коммерческим организациям) иметь как полное, так и сокращенное наименование (подпункт «а» п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), данные сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц. Формы документов, необходимых для государственной регистрации НКО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», также предусматривают возможность существования полного и сокращенного наименования. На наш взгляд, имеет место некоторое противоречие в различных нормативно-правовых актах: в одних предусмотрено сокращенное наименование НКО, в других требуется обязательное указание полного наименования. На практике, регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование, либо разрешить иметь сокращенное наименование, но не допустить аббревиатур и сокращений в отношении ключевых слов. Так, Религиозная организация «Христианское общество „Библия для всех“ Российского Союза евангельских христиан-баптистов» имеет сокращенное наименование Христианское общество «Библия для всех». Регистрирующий орган может отказать НКО в праве иметь сокращенное наименование в силу наличия специального порядка их государственной регистрации (ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Наименование НКО может явиться причиной отказа в ее государственной регистрации. Подпункты 2, 3 п. 1 ст. 23.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает возможность отказа в государственной регистрации некоммерческой организации если «ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием» и если «наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан». Аналогичны требования п. 4 и 6 ст. 23 «Об общественных объединениях», в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если «ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории» и если «наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан».

С требованием о недопустимости создания НКО с одинаковым наименованием с ранее зарегистрированной организацией все ясно: наличие юридических лиц с одинаковым наименованием в пределах той же территории может помешать нормальному ходу гражданского оборота. Несколько сложнее доказать оскорбление нравственности, национальный и религиозных чувств граждан в наименовании НКО. Наименование НКО может оскорблять нравственность если в нем содержаться унижающие честь и достоинства других лиц выражения, например пропаганда порнографии, антиобщественного образа жизни, аморального поведения. Оскорбление национальных чувств граждан может быть связано с действиями, направленными на возбуждение национальной и расовой вражды, унижением национального достоинства граждан, пропаганды исключительности и превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности. Оскорбление религиозных чувств граждан может касаться: свободного исповедания и распространения веры; совершения богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания. Отметим, что указание в наименовании НКО сведений, оскорбляющих нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, влечет не только отказ в государственной регистрации НКО, но и может привести к уголовному преследованию по ст.ст. 136, 148, 239, 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации .

В соответствии со п. 3 ст. 9 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в указанном Федеральном законе понимается «указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии». Т.е. в Российской Федерации не могут существовать соответственно Русская партия и Шведская народная партия, объединяющие национальные меньшинства соответственно Украины и Финляндии. Недопустимо создание клерикальных партий, таких как швейцарская Евангелическая народная партия или бангладешские Мусульманская лига и Исламская демократическая лига, или расистских, одним своим названием оскорбляющихя целые этнические группы (как карликовые американские Национал-социалистическая партия белого человека или Ку-Клукс-Клан). Положения ст. 9 ФЗ «О политических партиях» не раз становились объектом критики, однако мы согласимся с мнением Аверьянова  А. Н. и др., что «образование политической партии по признакам религиозной принадлежности (как и по признакам расовой и национальной принадлежности) в таком много конфессиональном и многонациональном государстве, как Российская Федерация, чревато трудно предсказуемыми последствиями. Правовой запрет на их создание обусловлен, кроме прочего, и особенностями исторического развития России. В некоторых странах Запада и Востока существуют политические партии, в названии которых отражаются религиозные признаки; это, в частности, христианско-демократические и другие партии. Однако опыты по созданию политических партий (движений) чисто религиозной направленности всегда в итоге приводит к катастрофе» .

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих на территории Российской Федерации политических партий, а также партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Случается, что общественные объединения нарушают требования данной статьи. Так, Судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 г. № 56-Г02-10 определила оставить без изменения решение Приморского краевого суда от 14 марта 2002 г. о ликвидации и запрете деятельности Владивостокской общественной организации «Независимая общественная прокуратура». В Определении указано, что в наименовании указанной НКО использовано наименование органа государственной власти, т.к. «в соответствии со ст. 4 Федерального законаот 17 января 1992 г. N 2202-I „О прокуратуре Российской Федерации“ прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений — органы прокуратуры; создание общественной прокуратуры данным Федеральным законом не предусмотрено. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений».

Взаимоотношения государства и некоммерческих организаций, являющихся важнейшим элементом гражданского общества, находятся в стадии становления. Развитие законодательства о НКО окажет данному непростому процессу самую действенную помощь.


1 Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. № 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 138-ФЗ) (под общ. ред. А. М. Эрделевского) (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) — «Библиотечка РГ», 2001 г. — Система ГАРАНТ, 2007 г.
2 Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 145
3 Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (под ред. М. Ю. Тихомирова) — М.: 2000 г. — Система ГАРАНТ, 2007 г.
4 См., в частности: Макальская  М. Л., Пирожкова  Н. А. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и сервис», 1998; Тихомиров  М. Ю. Учредительные документы некоммерческих организаций. — М.: Издание г-на Тихомирова  М. Ю., 2000; Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации. Справочник. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000; Куницын  И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. — М.: Общественная организация «Православное дело», 2000; Загайнова  С. К., Горбунова  Н. В. Религиозные организации: организационно-правовые основы деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение. — СПб.: Шандал, 2004.
5 Текст постановления официально опубликован не был
6 Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
7 Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., № 33 (Часть I), ст. 3431
8 Текст Конвенции опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1996 г., № 2
9 Собрание законодательства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 23 ст. 2199
10  Собрании законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2006 г. N 17 (часть II) ст. 1869
11 Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г. № 51, ст. 5816
12 Текст приказа опубликован в журнале «Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов», апрель 2006 г., № 17
13 Текст письма опубликован в газете «Экономика и жизнь», октябрь 2004 г., № 43
14 Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1930
15  Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 2950
16 Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 39 ст. 4465
17  Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. № 23 ст. 2102
18 Текст письма официально опубликован не был
19 Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 49 ст. 6047
20 Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г., № 30, ст. 3122
21 Собрании законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г. № 16 ст. 1801
22 Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1309
23 Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. № 237
24 Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954
25 Аверьянов А.Н., Васецкий  Н. А., Малов  Ю. К. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях». — «Юрайт-М», «Новая Правовая культура», 2003 г. — Система ГАРАНТ, 2007 г.
26 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2003 г., № 4



Юридические

Место нахождения религиозной организации
Журнал «Юстиция», январь 2007
Католицизм и свобода совести. Историко-правовой анализ
Журнал «Политика и общество», январь 2008

Публицистические

Мульти-пульти
Газета «Московский литератор», 11, 2006
Му на острове (немного о кинофильме «Остров»)
Газета «Московский литератор», 1, 2007
 
     
Дизайн сайта — студия Артема Сучкова