по-русски | english
Эл. почта: antanta1999@mail.ru Телефон: 8 (921) 656-97-12
 
 
Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович

Государственная регистрация эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.

 

З1 марта 2009 года Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 97 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений (далее — «Регламент»).

Регламент утвержден на основании Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» .

Одновременно был признан утратившим силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22.02.2007 № 39 «Об утверждении порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений» .

Регламент устанавливает порядок принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций (далее — «НКО») и символики общественных объединений (далее — «ОО»), государственной регистрации вносимых в них изменений (п. 1 Регламента).

В соответствии со ст. 24 Феде¬рального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объедине¬ниях» ОО могут иметь «флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику». При этом символика ОО не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с символикой иностранных государств. Символика ОО не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика ОО подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Иначе сформулированы нормы Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих органи¬зациях» . Согласно п. 4 ст. 3 НКО вправе «иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему».

Сразу следует оговориться, что новый Регламент не устранил правовую неопределенность, связанную с тем, что закон № 7-ФЗ упоминает только эмблему НКО, в то время как ОО, деятельность которых регламентируется законом № 82-ФЗ, помимо эмблемы могут иметь флаги, вымпелы и другую симво¬лику. При этом представляется очевидным, что некоммерческое партнерство или фонд вправе иметь свои вымпелы и флаги. Но при этом, в отличие от эмблемы ОО, НКО не обязано регистрировать флаги и вымпелы. Закон специально оговаривает, что символика ОО не должна нарушать права граждан на интеллектуа¬льную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Однако из отсутствия соответствующих правовых норм в указанных федеральных законах совершенно не следует, что симовлика НКО и коммерческих организаций освобождается от соответствующих обязательств.

В соответствии с п. 4 Регламента Минюст России принимает решение о государственной регистрации следующих эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, используемых для индивидуализации некоммерческих организаций:

1) эмблема некоммерческой организации;

2) символика общественного объединения, являющегося юридическим лицом;

3) символика общественного объединения, функционирующего без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (общественное объединение без прав юридического лица может создаваться в виде общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности (ст.ст. 7-12 Феде¬рального закона «Об общественных объедине¬ниях»).

К символике общественного объединения относятся эмблема, флаг, вымпел и другие средства индивидуализации, иных некоммерческих организаций — эмблема (п. 5 Регламента).

Символика некоммерческой организации, включающая ее изображение и описание, утверждается органом управления, уполномоченным в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации (п. 6 Регламента).

Как и ранее, новый Регламент не дает определения понятиям «символика», «логотип», «эмблема».

Электронный словарь С.И.Ожегова дает следующие определения термину «символика» обозначает: символическое значение, приписывае-мое чему-нибудь, например, символика цветов, либо совокупность каких-нибудь символов.

"Эмблемой" является условное изображение какого-нибудь понятия. В частности, серп и молот — эмблема труда, голубь — эмблема мира . Логоти́п — «оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака» .

Вопрос идентичности понятий «эмблема» и «логотип» является дискуссионным. Однако нормативно-правовые акты многих российских органов государственной власти различают эти понятия (см., в частности, Приказ Госстроя РФ от 20 января 2004 г. № 22 «Об утверждении геральдических символов Госстроя России» ). Представляется правомерным согласиться с мнением А.Толмасовой о том, что «эмблема» и «логотип» — «не идентичные средства индивидуализации юридического лица, и если первая очевидно относится к категории символики, то второй может не иметь никакого символического значения. ...для ответа на вопрос — надо ли регистрировать логотип организации? — осталось лишь рассмотреть конкретный логотип и удо¬стовериться в том, что это действи¬тельно логотип, а не эмблема. Если изображение не содержит никаких символов, состоит лишь из букв и минимальных графических средств их обрамления, можно доказать, что оно не имеет никаких признаков эмблемы. Если же в логотипе присутствуют элементы, которым легко придать символическое значение (я полагаю, что это любая „картинка“ — земной шар, человек, руки, животное и пр.), надо регистрировать данное обозначение организации как эмблему или вовсе отказаться от его использования». Повторим, что в отсутствии официального толкования Минюстом России указанных терминов, представляется правильным дождаться официальных разъяснений или соответствующей судебной практики.

В соответствии с п. 7. Регламента конечными результатами исполнения государственной функции являются:

  • государственная регистрация символики некоммерческой организации;
  • отказ в государственной регистрации символики;
  • прекращение государственной регистрации символики по инициативе заявителя.

Фактами завершения исполнения государственной функции являются:

  • получение заявителем подлежащих выдаче документов, в том числе одного экземпляра изображения и описания символики, удостоверенных штампом Минюста России о государственной регистрации символики;
  • направление заявителю письма об отказе в государственной регистрации символики;
  • направление заявителю уведомления об удовлетворении заявления об отзыве документов, представленных для государственной регистрации символики.

Важно отметить, что «исполнение государственной функции осуществляется бесплатно для заявителей» (п. 8 Регламента).

Заявителями являются руководитель постоянно действующего исполнительного (руководящего) органа НКО; иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени НКО; лицо, обладающее полномочиями, предусмотренными федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, или действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным органом НКО (п. 9 Регламента).

В соответствии с п. 21. Регламента для принятия решения о регистрации символики в Минюст России представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, в двух экземплярах (подлинник и копия);

2) копия учредительных документов НКО;

3) копия свидетельства о государственной регистрации НКО;

4) выписка из протокола уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа управления НКО об утверждении символики с приложением на отдельных листах соответственно ее изображения и описания в двух экземплярах;

5) при использовании личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие правомочия на их использование (письменное согласие гражданина или его законных представителей; документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие документы).

Весьма важной является публикация Минюстом России на своем официальном сайте «Перечня типичных ошибок, часто встречающихся в документах, представляемых на государственную регистрацию эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений» .

Типичными ошибками в соответствии с Перечнем являются:

1. Заявление о государственной регистрации символики некоммерческих организаций представляется в двух экземплярах — подлиннике и копии, каждый из которых прошивается вместе с листами с изображением и описанием символики и заверяется на месте сшивания подписью уполномоченного лица и печатью организации.

2. Нотариальное заверение заявления о государственной регистрации символики требуется только в отношении общественных объединений, функционирующих без прав юридического лица. Во всех остальных случаях заявление заверяется подписью уполномоченного лица и печатью некоммерческой организации.

3. Выписка из протокола о принятии решения о государственной регистрации символики некоммерческой организации представляется в двух экземплярах (подлинниках), каждый из которых прошивается вместе с листами с изображением и описанием символики, заверяется подписью уполномоченного лица и печатью организации.

4. Если на государственную регистрацию представляется несколько видов символики (эмблема, герб, флаг и др.), заполняется единое заявление, в пункте 4.1 которого перечисляются все виды регистрируемой символики. К заявлению пришиваются соответственно изображения и описания всех видов регистрируемой символики.

5. В пункте 4.1 заявления необходимо указывать конкретный вид символики, подлежащий государственной регистрации (эмблема, флаг, герб, гимн).

6. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц представляется на государственную регистрацию в подлиннике. Она должна быть выдана не позднее, чем за один месяц со дня предоставления документов для принятия решения о государственной регистрации символики. В случае направления документов почтой, учитывается дата отправки по почтовому штемпелю..

7. Изображение символики необходимо представлять на государственную регистрацию так же в электронном виде (на дискете, компакт-диске, флэшкарте).

В соответствии с п. 22. Регламента «для принятия решения о регистрации символики общественного объединения без прав юридического лица в Минюст России представляются документы, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4, 5, 6 пункта 21 Административного регламента, а также:

1) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения об учредителях, создании общественного объединения, утверждении его устава, формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов. При отсутствии в выписке из протокола сведений об учредителях в объеме, предусмотренном заявлением о государственной регистрации символики (приложение N 1), также заполняются листы Б и В названного заявления;

2) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений».

Указанные в пунктах 21 и 22 Регламента документы представляются в Минюст России лично заявителем или почтовым отправлением с описью вложения (п. 23 Регламента).

В соответствии с п.п. 25, 26 Регламента срок исполнения государственной функции не должен превышать тридцати пяти рабочих дней. Решение о регистрации символики или отказе в ней должно быть принято в течение тридцати рабочих дней с даты представления документов. Датой представления документов считается дата их регистрации в Минюсте России.

При выявлении Минюстом России приоритета символики иной НКО, которой ранее были представлены документы для регистрации символики с тем же изображением или сходной до степени смешения регистрация символики может быть приостановлена (подпункт «а» п. 31 Регламента).

В соответствии с п. 33 Регламента в регистрации символики может быть отказано по следующим основаниям:

1) несоответствие представленных документов перечню, предусмотренному Регламентом, или их неправильное оформление;

2) ранее осуществлена регистрация символики с тем же или сходным до степени смешения изображением;

3) представление на регистрацию документов с недостоверной информацией;

4) символика оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, не соответствует предмету и целям деятельности НКО;

5) деятельность ОО или религиозной организации приостановлена;

6) НКО находится в процессе реорганизации или ликвидации;

7) символика нарушает права на интеллектуальную собственность и (или) авторские права;

8) символика совпадает с государственной символикой Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с символикой иностранных государств.

В регистрации символики общественного объединения без прав юридического лица может быть также отказано по следующим основаниям:

1) противоречие его устава Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам;

2) зарегистрировано и осуществляет свою деятельность в пределах той же территории ОО с таким же наименованием;

3) название ОО не содержит указания на организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности; оскорбляет нравственность, национальные или религиозные чувства граждан;

4) в названии ОО использованы наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях»; содержатся слова «политическая», «партия» или образованные на их основе слова и словосочетания;

5) учредитель (участник, член) ОО не может быть учредителем (участником, членом) в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» (п. 34 Регламента).

Каждый вид символики, в том числе отдельные виды символики ОО, учитывается в книге учета порядковым номером, который помещается на документах в оттиске штампа о регистрации символики. Учет символики ведется в книге учета и электронной базе данных (п. 75 Регламента).

Новацией является установление Минюстом России порядка текущего контроля за соблюдением и исполнением Регламента, который «осуществляется постоянно ответственными специалистами по каждой процедуре в соответствии с установленными Административным регламентом содержанием действий и сроками их осуществления, а также путем проведения директором Департамента по делам некоммерческих организаций проверок исполнения специалистами положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации» (п. 84 Регламента).

В соответстви с п. 86 Регламента контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан и юридических лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Минюста России. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы Минюста России) и внеплановыми. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя. Периодичность проведения проверок устанавливается Министром юстиции Российской Федерации.

Сравнивая комментируемый Регламент с утратившим силу, можно сделать следующие выводы:

1. Регламент не устранил формальное разделение понятий «ОО» и «НКО», в то время как с соответствии с п. 3 ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации общественные объединения являются лишь одним из видов некоммерческих организаций. В свете важности межрелигиозного и межнационального мира в России весьма серьезным упущением Регламента является отсутствие специальных норм, регламентирующих символику религиозных организаций.

2. Отсутствие в новом Регламенте специального указания позволяет сделать вывод, что НКО могут иметь не только эмблему, но и иную символику, которая не должна быть в обязательном порядке зарегистрирована.

3. Отсутствие специального комментария позволяет согласиться с распространенным и ранее утверждением, что НКО (за исключением ОО), могут иметь любую символику, но правила регистрации их символики распространя¬ются только на эмблемы. При этом я не усматриваю в формулировке закона № 7-ФЗ обязанности НКО регистрировать иные (за исключением эмблемы) виды своей символики. При этом, правоприменительная практика Минюста России, скорее всего, будет придерживаться противоположной точки зрения по данному вопросу.

4. Регламент (подпункт 4 п. 33) специально оговаривает, что символика НКО (а не только ОО в соответствии со ст. 24 Феде¬рального закона «Об общественных объедине¬ниях») не должна нарушать права граждан на интеллектуа¬льную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. При полной очевидности данного положения Регламента представляется неясным столь расширительное толкования нормы федерального закона нормативно-правовым актом министерства.

5. Регламент существенно расширил положения об учете симоволики НКО, ввел новый раздел 4 о контроле за полнотой и качеством исполнения государственной функции. В комплексе с вновь утвержденными регламентами о контроле за деятельностью НКО (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 90 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации») и государственной регистрации НКО (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») , а также порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе») новый Регламент является свидетельством ужесточения государственного контроля за деятельностью НКО.

6. Ни в Федеральных законах, ни в Регламенте по-прежнему нет специального упоминания о последствиях использования незареги-стрированной символики. 

7. Толкования некоторых основания для отказа в регистрации символики НКО (например, не соответствие предмету и целям деятельности НКО (подпункт 4 п. 33 Регламента)) носят весьма неопределенный характер и могут являться основанием для необоснованных отказов.

8. Дух и буква Регламента позволяют сделать вывод, что регистрация символики становится не правом, а обязанностью НКО.

1 Текст Приказа опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2009 г. № 4900.
2 Текст Постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063.
3 Текст Приказа опубликован в «Российской газете» от 22 марта 2007 г. № 58.
4 Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 25 мая 1995 г.
5 Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 января 1996 г. № 14.

6 http://www.ozhegov.ru/
7 Там же.

8 По материалам электронной энциклопедии «Википедия» http://ru.wikipedia.org/.
9 Текст приказа опубликован в журнале «ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера», апрель 2004 г., № 4. Часть 1.
10 К вопросу о регистрации логотипа некоммерческой организации. Официальный сайт АНО «Кировский центр поддержки НКО». http://ngo.kirovnet.ru/k-voprosu-o-registracii-logotipa-nekommercheskoj-organizacii.

11 http://www.minjust.ru/common/img/uploaded/docs/Rekomendatsii_dlya_preduprezhdeniya_oshibok....doc. Перечень не содержит иных выходных данных, а также сведений об официальном опубликовании.

12 Текст Приказа опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 1994 г. № 238-239.

13 Текст Приказа опубликован в «Российской газете-Федеральный выпуск» от 30 апреля 2009 г. № 4900.
14 Текст Приказа опубликован в «Российской газете», Федеральный выпуск от 30 апреля 2009 г. № 4900.
15 Текст Приказа опубликован в «Российской газете», Федеральный выпуск от 13 марта 2009 г. № 4867.






 
     
Дизайн сайта — студия Артема Сучкова