по-русски | english
Эл. почта: antanta1999@mail.ru Телефон: 8 (921) 656-97-12
 
 
Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович

Комментарий к новому Административному регламенту Министерства юстиции (контроль за деятельностью НКО)

 

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 90 (далее – «Приказ») был утвержден новый Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

В связи с ликвидацией Федеральной Регистрационной Службы Российской Федерации (Росрегистрации) вопросы контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций (НКО) уставным целям и задачам и за соблюдением ими законодательства Российской Федерации возвращены непосредственно Министерству юстиции и его территориальным органам. Представляется также, что в настоящее время Минюст видит в вопросах контроля за деятельностью НКО важную для себя задачу, что соответствует общим тенденциям укрепления вертикали власти.

Приказ разработан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» .

Одновременно с утверждением нового Административного регламента Минюстом были признаны утратившими силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 222 «Об утверждении порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям)» и Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25 декабря 2006 года № 380 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации» в части регламентации проведения проверок общественных объединений, политических партий, региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 1 Приказа Административный регламент «устанавливает порядок осуществления центральным аппаратом и территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России, территориальные органы) контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций».

Минюст России исполняет государственную функцию в отношении общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Территориальные органы исполняют государственную функцию в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений).

В условия несомненного усиления контроля Минюста за деятельностью НКО весьма важными являются принципы организации и проведение контроля - законность, невмешательство в деятельность НКО, презумпция их добросовестности (п. 4 Приказа).

Предметом контроля является (п. 5 Приказа):

1) соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

2) соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

3) соответствие деятельности религиозных организаций заявленным в их уставах целям и задачам;

4) соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

5) соответствие деятельности филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам.

В случае выявления при осуществлении контроля нарушений, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов), о выявленных нарушениях в срок не позднее пяти рабочих дней сообщается в соответствующий контрольно-надзорный орган (направляются документы, свидетельствующие о нарушениях) (например, в прокуратуру) (п. 6 Приказа). Отметим, что практика заимодействия Минюста и других контролирующих органов существовала и ранее (см., в частности, Письмо МНС РФ от 22 декабря 1999 года № АС-6-16/1034 «О соглашении о координации работы Министерства юстиции РФ и МНС РФ по реализации контрольных функций» ).

Конечным результатом исполнения государственной функции (п. 7 Приказа) является выявление и пресечение нарушений НКО нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Приказа «юридическими фактами завершения исполнения государственной функции являются:

  • составление акта проверки НКО;
  • составление справки о посещении мероприятия НКО;
  • вынесение предупреждения (внесение представления);
  • приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;
  • возбуждение дела об административном правонарушении;
  • направление в суд заявления о приостановлении деятельности НКО или ликвидации;
  • направление мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • принятие решения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • подготовка и направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения НКО нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов)».

Еще одним принципом работы Минюста в части осуществления контрольных функций является гласность, информация о правилах исполнения государственной функции по контролю предоставляется заинтересованным лицам по телефону, электронной почте, в сети Интернет, при устном или письменном обращении; в средствах массовой информации и информационных материалах (брошюрах, буклетах и т.д.); на информационных стендах в доступных для ознакомления местах и Интернет-сайтах Минюста России (территориальных органов); по телефону и на личном приеме граждан государственными служащими предоставляются консультации (справки) по вопросам исполнения государственной функции (пп. 9-13 Приказа).

Административный регламент устанваливает определенные сроки по осуществлению государственной функции:

  • плановая проверка может быть проведена не чаще одного раза в три года (п. 14 Приказа);
  • общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать тридцати дней (п. 15 Приказа);

В исключительных случаях (непредставление НКО запрашиваемых документов в установленный срок, выявление в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов, обращение НКО с просьбой о продлении срока проведения проверки по уважительным причинам, подтверждаемым соответствующими документами) срок проведения проверки может быть продлен не более чем на тридцать дней (п. 16 Приказа).

Руководитель некоммерческой организации информируется о продлении срока проверки в письменной форме, а также посредством телефонной или факсимильной связи, электронной почты, не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующего приказа.

Исполнение государственной функции включает (п. 17 Приказа) в себя следующие административные процедуры:

  • проведение проверок НКО по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);
  • анализ отчетов НКО (напомним, что отчеты НКО подаются в Минюст в соответствии с требованиями Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 года № 213 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212» (для религиозных организаций));
  • участие в мероприятиях НКО.

Проведение проверок (п. 18 Приказа) включает в себя следующие административные действия:

  • принятие решения о проведении проверки;
  • подготовка к проверке;
  • проведение проверки (выездной или без выезда на место нахождения и (или) деятельности НКО);
  • подготовка акта проверки, ознакомление с ним НКО;
  • принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности НКО.

Проверки в отношении НКО могут быть плановыми (т.е. включенными в план, формируемый на соответствующий календарный период и утверждаемый приказом Минюста России (территориального органа); основанием для включения НКО в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации НКО или окончания проведения ее последней плановой проверки) и внеплановыми (пп. 19-22 Приказа).

Проверка проводится за период деятельности НКО, не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период). Проверка может проводиться за период деятельности НКО, превышающий указанные три года, при наличии информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения. При этом проверке подлежит только порядок создания организации (п. 21 Приказа).

Минюст России (территориальные органы) проводит внеплановые проверки (п. 22 Приказа) НКО в случаях:

  • необходимости проверки исполнения предупреждений (представлений) об устранении ранее выявленных нарушений;
  • обжалования действий (бездействия) НКО, связанных с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации, а также получения иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений.

Обращения в Минюст России (территориальный орган), не позволяющие установить его автора (анонимные), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в месте нахождения и (или) деятельности НКО (далее - выездные проверки) либо без выезда на место нахождения и (или) деятельности НКО (далее – документальные проверки) (п. 23 Приказа).

Выездные проверки могут проводиться в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Минюст России (территориальный орган) документах. В иных случаях проверки проводятся в форме документальных проверок (п. 24 Приказа).

При проведении выездной проверки и только при наличии возможности НКО предоставляет служащим Минюста отдельное изолированное помещение, необходимые организационно-технические средства и средства связи.

В случаях отказа руководителя (иного уполномоченного им лица) НКО от получения уведомления о проведении проверки; непринятия мер к обеспечению беспрепятственного доступа проверяющего государственного служащего (членов комиссии) в здания и другие служебные помещения НКО (при выездной проверке); непредставления документов или их копий на основании уведомления о проверке в установленные сроки и в полном объеме (оказания противодействия проверке) проверяющий государственный служащий (председатель комиссии) составляет протокол (п. 26 Приказа) об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ . На практике я не встречал прецеденты наложения административных штрафов при проведении проверок Минюстом, но можно предположить, что после вступления в силу комментируемого Приказа соответствующие действия Минюста примут более широкий характер.

В случае невозможности проведения проверки по иным обстоятельствам по истечении срока проверки составляется служебная записка по этому факту и направляется в установленном порядке уполномоченному должностному лицу (п. 27 Приказа).

Первым этапом осуществления государственной функции по проведению проверки является принятие решения о проведении проверки. Основанием для принятия решения о проведении проверки являются:

  • утверждение плана проверок на соответствующий календарный период;
  • истечение срока исполнения требований об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, предусмотренного предупреждением (представлением);
  • жалоба на действия (бездействие) НКО, связанная с невыполнением ею требований законодательства Российской Федерации, а также иная информация, подтверждаемая документами, свидетельствующая о наличии признаков таких нарушений (п. 28 Приказа).

Данный этап включает в себя подготовку к проведению проверки, направление запросов в органы государственной власти (налоговые органы, органы государственной статистики и др.) и иные организации, изучение имеющихся в Минюсте России (территориальном органе) документов, относящиеся к деятельности НКО, в том числе отчеты, акты по результатам предыдущих проверок, сведения об устранении выявленных нарушений, иные документы, в целях определения необходимости проведения выездной или документальной проверки. На основе указанных документов уполномоченный специалист формирует предварительные выводы о соблюдении НКО сроков представления отчетов и иных сведений, принятии НКО мер по устранению выявленных нарушений.

По итогам анализа уполномоченный специалист готовит проект приказа о проведении проверки (Приложение № 2 к Административному регламенту), которым оформляется соответствующее решение. В тексте проекта приказа содержатся сведения об уполномоченном лице Минюста, полное наименование НКО, предмет проверки, правовые основания проверки, срок (дата начала и окончания) проверки, вид проверки (выездная или документальная), место проведения проверки (при выездной проверке) (п. 31 Приказа).

Вторым этапом является подготовка к проверке, основанием для начала которого является приказ о проведении проверки.

Уполномоченный специалист оформляет уведомление о проверке (Приложение № 3 к Административному регламенту).

В уведомлении о проверке указываются реквизиты приказа о проведении проверки, вид проверки (выездная или документальная), предмет проверки, период деятельности НКО, подлежащий проверке, место проведения проверки (при проведении выездной проверки), срок (даты начала и окончания) проверки, перечень документов, которые НКО обязана представить к началу проверки (решения руководящих органов НКО и распорядительные документы по ее управлению, а также связанные с ведением ее финансово-хозяйственной деятельности; бухгалтерско-финансовые документы и переписка НКО с физическими и юридическими лицами, по вопросам осуществления деятельности, направленной на достижение уставных целей).

Уведомление о проверке может содержать просьбу о совершении следующих действий по обеспечению проверки:

  • подготовка документов (информации) по вопросам проверки, направление документов в Минюст России (территориальный орган);
  • организационные мероприятия, в том числе выделение отдельного служебного помещения для проверяющих (п. 39 Приказа).

Подписанное уведомление о проверке направляется НКО заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за десять рабочих дней до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки - пять рабочих дней), а также дублируется посредством телефонной и факсимильной связи. В случае проведения документальной проверки с уведомлением также направляется копия приказа о проведении проверки (п. 40 Приказа).

Третьим этапом является собственно проведение проверки. В ходе выездной проверки проверяющий государственный служащий (председатель комиссии) совместно с руководителем НКО определяет лиц, с которыми будет осуществляться взаимодействие в ходе проверки, временной режим проверки (с учетом действующего режима работы НКО).

Проверяющий государственный служащий (члены комиссии) осуществляет проверку, в ходе которой (п. 44 Приказа):

  • запрашивает и получает от руководителя и работников НКО в рамках предмета проверки необходимые документы (информацию) за проверяемый период, а также требует письменные или устные пояснения от представителей НКО по вопросам, возникающим в ходе проверки;
  • проводит в период проверки рабочие встречи и совещания с руководителем НКО для обсуждения предварительных результатов проверки, требующих получения дополнительных пояснений, и устранения возможных разногласий по существу выявленных нарушений в деятельности НКО;
  • пользуется собственными необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами, дискетами и иными электронными носителями информации, калькуляторами, телефонами (в том числе сотовой связи) (далее
  • организационно-технические средства), вносит в помещения НКО и выносит из них организационно-технические средства, принадлежащие Минюсту России (территориальному органу).

В соответствии с п. 45 Приказа представляемые или изготовленные в присутствии представителей НКО копии документов должны быть заверены подписями руководителя НКО или главного бухгалтера либо лиц, их замещающих, и оттиском печати НКО. В случае отсутствия документов (информации) и (или) возникновения иных обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные сроки, руководитель НКО (иное уполномоченное им лицо) должен представить проверяющему государственному служащему (председателю комиссии) письменное объяснение причин непредставления документов. Передача запрашиваемых документов осуществляется по акту приема-передачи.

Общий срок проведения выездной проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать тридцати дней (п. 46 Приказа).

В случае проведения документальной проверки (п. 48 Приказа) документы (копии, заверенные руководителем НКО) представляются лично представителем НКО (руководителем или иным уполномоченным им лицом) по акту приема-передачи или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, а также факсимильной связи, электронной почты (с обязательным последующим направлением подписанных документов почтовой связью).

Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать тридцати дней (п. 51 Приказа). При установлении в ходе рассмотрения представленных документов необходимости проведения выездной проверки вид проверки может быть изменен на основании мотивированного предложения проверяющего государственного служащего (председателя комиссии).

Четвертым этапом является подготовка акта проверки, ознакомление с актом проверки некоммерческой организации. Проверяющий государственный служащий (председатель комиссии) составляет акт проверки исходя из ее результатов.

В соответствии с п. 54 Приказа Акт проверки оформляется в двух экземплярах (Приложение № 4 к Административному регламенту). Текст акта проверки состоит из вводной и основной частей.

Во вводной части текста акта проверки указываются дата, время и место его составления; сведения о государственных служащих, уполномоченных на проведение проверки (председателя и членов комиссии); основание проверки, в том числе дата, номер и заголовок соответствующего приказа Минюста России (территориального органа); наименование некоммерческой организации; предмет проверки; срок, вид, место проведения проверки.

В основной части текста акта проверки указываются проверенный период деятельности; цели деятельности НКО (основные) и виды деятельности, осуществляемые для достижения целей; документы, исследованные в ходе проведения проверки; все выявленные при проверке нарушения НКО положений законодательства Российской Федерации со ссылкой на документы и обстоятельства, подтверждающие факты таких нарушений; факты противодействия проверке (при наличии); все выявленные недостатки в деятельности НКО, не являющиеся нарушениями нормативных правовых актов, но отрицательно влияющие на ее деятельность или создающие предпосылки для возникновения правонарушений, в том числе нарушений прав и законных интересов членов (участников) НКО; факты устранения НКО на дату завершения проверки нарушений и недостатков; иная информация, полученная в ходе проверки и имеющая отношение к проверке; вывод по итогам проверки: о соответствии или несоответствии деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации; сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя некоммерческой организации, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи.

Срок подготовки акта по результатам проверки - пять рабочих дней со дня окончания проверки.

Проверяющий государственный служащий (председатель комиссии) вручает экземпляр акта проверки с копиями приложений руководителю некоммерческой организации (иному уполномоченному им лицу) под роспись либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Срок направления акта проверки - один рабочий день с даты его подписания.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель НКО (иное уполномоченное им лицо) вправе представить письменные возражения (замечания) по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 57 Приказа).

Анализ отчетов НКО, представляемых НКО в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» , постановлений Правительства Российской Федерации № № 212, 213, включает в себя прием отчетов, рассмотрение и анализ отчетов, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческих организаций.

Отметим, что общественные и религиозные объединения направляют в Минюст как собственно отчет, так и информационное письмо о продолжении деятельности.

Новацией является п. 61 Приказа о том, что НКО «имеют право представить отчеты посредством своего представителя или направить их почтовым отправлением, электронной почтой. Направление отчетов электронной почтой допускается при наличии возможности подтверждения электронной цифровой подписи уполномоченного лица некоммерческой организации».

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при рассмотрении отчетов ответственный специалист готовит предложения о принятии мер по результатам контроля. При необходимости ответственный специалист вносит мотивированное предложение директору Департамента по делам некоммерческих организаций (руководителю (заместителю руководителя) территориального органа) о включении НКО в план проверок, формируемый на соответствующий календарный период (п. 63 Приказа).

В случае выявления недостатков, связанных с порядком заполнения и оформления отчета, ответственный специалист готовит письмо о выявленных недостатках, которое направляется НКО. Действие совершается в течение трех рабочих дней с момента выявления недостатков (п. 64 Приказа).

В соответствии с подпунктом 3 п. 5 ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Минюст имеет право принимать участие в мероприятиях НКО. Основанием для начала исполнения административной процедуры по участию в мероприятиях НКО (п. 68 Приказа) является получение Минюстом России (территориальным органом) сообщения (информации) о проведении мероприятия от НКО, органов государственной власти или из средств массовой информации. Сообщение, поступившее в Минюст России (территориальный орган), регистрируется и передается государственному служащему, направляемому для участия в мероприятии. Действие совершается в день получения документов.

Государственный служащий, направляемый для участия в мероприятии, информирует НКО о своем участии по телефону или электронной почте (п. 70 Приказа).

По итогам посещения мероприятия государственный служащий, направляемый для участия в мероприятии, готовит соответствующую справку (п. 71 Приказа), в которой указываются дата и место составления справки; сведения о государственном служащем и НКО; наименование и цель мероприятия; дата и место проведения мероприятия; выявленные при участии в мероприятии нарушения требований законодательства Российской Федерации (при их наличии). Действие совершается в течение одного рабочего дня после посещения мероприятия.

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при участии в мероприятии государственный служащий, направляемый для участия в мероприятии, готовит предложения о принятии мер по результатам контроля.

По результатам контроля Минюстом России (территориальным органом) в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть приняты следующие меры:

  • вынесено предупреждение (внесено представление);
  • приостановлена деятельность общественного объединения или религиозной организации;
  • возбуждено дело об административном правонарушении;
  • направлено в суд заявление о приостановлении деятельности НКО или ее ликвидации;
  • направлено структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества;
  • принято решение об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (п. 75 Приказа).

Остановимся более подробно на возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо Минюста России (территориального органа), уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении в отношении некоммерческой организации. Действие совершается немедленно при выявлении признаков состава административного правонарушения (п. 88 Приказа).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица Минюста России (территориальных органов) уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения», 19.7 «Непредставление сведений (информации)», частью 1 статьи 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)», частью 1 статьи 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» Кодекса.

Протокол об административном правонарушении вправе составлять уполномоченные должностные лица Минюста России (территориальных органов) в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 июня 2002 г. № 182 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» .

Раздел V Административного регламента устанавливает Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции. В соответствии с п.п. 101, 102 Приказа «НКО, иные лица имеют право на обжалование действий и (или) бездействия государственных служащих Минюста России (территориальных органов) в досудебном и судебном порядке», вправе письменно обжаловать действия или бездействие государственных служащих территориальных органов в Департамент по делам некоммерческих организаций, Департамента по делам некоммерческих организаций – Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю.

НКО вправе обратиться с жалобой лично или по почте.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с момента регистрации письменного обращения.

П. 104 Приказа устанавливает обязательные реквизиты жалобы: Минюст России либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего должностного лица, полное наименование НКО, адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы, суть жалобы. Дополнительно в жалобе могут быть указаны должность, фамилия, имя и отчество государственного служащего (при наличии информации), решение, действия (бездействие) которого обжалуется; суть обжалуемых действий (бездействия); обстоятельства, на которых НКО основывает нарушение своих прав и законных интересов; иные сведения, которые НКО считает необходимым сообщить. В случае необходимости в подтверждение своих доводов НКО прилагает к жалобе документы либо их копии.

По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Минюста России (территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований некоммерческой организации либо об отказе в удовлетворении жалобы. Согласно подпункту 30.31 пункта 7, подпункту 15.6 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» , Минюст России, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, принимает решения по жалобам на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом; Министр юстиции Российской Федерации может обязать территориальный орган отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации.

НКО вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие государственных служащих Минюста России (территориального органа) в судебном порядке в районный суд общей юрисдикции согласно статье 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации . Согласно пункту 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

НКО могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии государственных служащих Минюста России (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащимся на Интернет-сайте Минюста России (территориальных органов), на Интернет-сайты и по электронной почте (п. 108 Приказа).

Отметим, что помимо уже упоминашихся в настоящей статье приложений к Административному регламенту, существует Приложение № 1 «Сведения о местонахождении, контактных телефонах, адресах электронной почты Минюста России и территориальных органов, исполняющих государственную функцию».

Сравнивая комментируемый Административный регламент с утратившим силу (Приказ Минюста № 380), можно сделать следующие выводы:

1. Ликвидировав Росрегистрацию и передав функции контроля непосредственно структурам Минюста, последний существенно повышает значимость исполнения данной государственной функции;

2. Новый Административный регламент более детально регламентирует все этапы осуществляемых проверок деятельности НКО;

3. Более детально регламентируется возможность возбуждения административного производства (и, как следствие, взыскания штрафов) в отношении проверяемых НКО за противодействие контролирующему органу;

4. Детально регламентируется (чего не было ранее) участие государственных служащих Минюста в мероприятиях НКО;

5. В комплексе с вновь утвержденными регламентом о государственной регистрации НКО (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») и порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе») новый Административный регламент является свидетельством ужесточения государственного контроля за деятельностью НКО.

Константин Ерофеев

1 Приказ опубликован в «Российской газете-Ф» от деральный выпуск» 30 апреля 2009 г. № 4900.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063.
3 Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 июля 2006 г. N 29.
4 Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 марта 2007 г. N 10.
5 Текст письма опубликован в приложении к журналу «Бухгалтерский вестник» «Законодательство для бухгалтера», март 2000 г.
6 Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 25 апреля 2006 г. № 86.
7 Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 18 апреля 2007 г. № 81.
8 Текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях опубликован в «Российской газете» от 31 декабря 2001 г. № 256.
9 Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 января 1996 г. № 14.
10 Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 25 мая 1995 г.
11 Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 11 июля 2002 г.
12 Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 19 октября 2004 г. № 230.
13 Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 20 ноября 2002 г. № 220.
14 Текст Указа опубликован в «Российской газете», Федеральный выпуск от 30 апреля 2009 г. №4900.
15 Текст Указа опубликован в «Российской газете», Федеральный выпуск от 13 марта 2009 г. №4867.

 
     
Дизайн сайта — студия Артема Сучкова