по-русски | english
Эл. почта: antanta1999@mail.ru Телефон: 8 (921) 656-97-12
 
 
Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович Газета Правда обр 1938 года. Адвокат Ерофеев Константин Борисович

Правовой статус вероисповедальных кладбищ.

 

В соответствии с п. 1. ст. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313) (с изменениями от 23 декабря 2005 г., 16 марта, 2 мая, 21 сентября 2006 г., 20 марта, 7 мая 2007 г., 4 марта 2008 г.)1 «Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ... регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации». В соответствии с п. 30.3 ст. 7 указанного Положения Министерство юстиции также «определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях».


В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля 2008 г.)2 «государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации». Государство также признает обряды и церемонии религиозных организаций, в частности, совершать беспрепятственно соверашать «богослужения, другие обряды и церемонии «на кладбищах и в крематориях» (п. 2 ст. 16 ФЗ»О свободе совести...).

В сфере похоронного дела и ритуальных услуг национальные и религиозные обычаи и традиции играют огромную роль3. Так, пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»4 (далее — «Закон») гарантирует «погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников». Ст. 3 Закона характеризует погребение как «обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям». И хотя в Законе не детализируется понятие обычаев и традиций, очевидно, что обычаи и традиции могут иметь прямое отношение к мировоззрению умершего и его родственников, т.е. к комплексу религиозных, этических, политических и иных взглядов.

Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля5 толкует «обряд» как «введенный законом или обычаем порядок в чем-либо», «церемонию, обык, законный порядок, чин». Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001 г. № 01-НС-22/1)6 в преамбуле говорит о вероисповедных, воинских и иных (например, захоронение по гражданскому обряду) обычаях и традициях. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. ст. 15, 16) регламентирует понятие «религиозных обрядов и церемоний»: действия религиозной организации, богослужения в соответствии с внутренними установлениями соответствующей церкви. Согласно п. 2 ст. 16 Закона о свободе совести «богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях». Разумеется, для нас важным является право зарегистрированных религиозных организаций и незарегистрированных религиозных групп, общин проводить богослужения и совершать обряды, ритуалы в местах прощания с умершими (больницах, ритуальных залах) и в местах погребения (кладбищах, колумбариях). При этом такое право предоставляется законом верующим любой конфессии, как имеющей большую историю и традиции в России (Православие, ислам и др.), так и недавно возникшие у нас религиозные течения (например, неопятидесятники, мормоны и др.). Кроме того, конституционные гарантии свободы совести и вероисповедания не ограничивают обряды и церемонии рамками какой-либо одной церкви или религиозной традиции. Не будет являться нарушением действующего законодательства чтение при погребении одновременно двух молитв, например, православной и католической.

Принципиальным является волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме — «быть погребенным на том или ином месте по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими», «о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу» (п. 1 ст. 5 Закона). В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение указанных действий имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (п. 3 ст. 5 Закона). Очевидно, что умерший или его родственники имеют право избрать погребение с учетом своих религиозных (или атеистических) воззрений.

Несмотря на то, что государство не вторгается в сферу религиозных воззрений граждан и одинаково уважает все конфессии, для самих граждан весьма важным является соблюдение тех или иных религиозных и иных обрядов, обычаев и традиций и желание быть похороненными со своими единоверцами. Именно поэтому издревле на территории нашей страны существовал обычай создавать вероисповедальные кладбища для погребения единоверцев той или иной конфессии.

Примером такого положения дел является Санкт-Петербург, называемый иногда столицей веротерпимости. В нашем городе существуют кладбища различных христианских конфессий (например, Смоленское православное, Волковское лютеранское, Смоленское армянское, Выборгское римско-католическое (уничтоженное после революции), Громовское старообрядческое и др.), кладбища нехристианских конфессий — Ново-Волковское (магометанское) кладбище, Преображенское еврейское кладбище и др7. Т.к. до 1917 года объем прав и обязанностей граждан имел непосредственную связь с их отношением к религии, государство не предполагало иных видов мест массового погребения как вероисповедальные кладбища. Хотя в Санкт-Петербурге была традиция захоронений граждан разных конфессий на территории одного кладбища (например, Преображенское кладбище, на разных участках которого были захоронения православных, старообрядцев, католиков, лютеран, иудеев, предполагалось устройство мусульманского участка), все же общим правилом было выделение обособленных участков для захоронения лиц соответствующего вероисповедания. Напомним и о практике захоронения умерших без церковного покаяния лиц (к ним можно отнести и атеистов) вне пределов кладбищ на т.н. «указанных» местах. Исчерпывающее объяснение данной практике в 1862 году дал протоиерей церкви Смоленского православного кладбища в Санкт-Петербурге Василий Лавров: «Самоубийцы и трупы их не имеют ничего общего с усопшими по воле Божией православными христианами и их телесами. Трупы самоубийц лишаются Церковью Христианского отпевания и погребения, запрещается Церковью как общая, так и частная молитва о самоубийцах. Напротив, тела православных христиан всегда отпеваются в храме и погребаются на освященном кладбище с молитвою и благословением Церкви, которая ежедневно взносит великую Жертву о усопших в вере и надежде будущего воскресения, в знак чего и поставляется крест на могиле» 8.

Примером несколько иного отношения к погребению иноверцев являлась существовавшая несколько веков практика в Риме. В средневековом Риме правила, касавшиеся погребений «схизматиков» и «еретиков», каковыми считала католическая Церковь до Второго Ватиканского Собора других христиан, были весьма жесткими. «Им отводили место на позорном кладбище Муро Торто (близ холма Пинчо, за старой северной границей города), где хоронили преступников, проституток и нераскаявшихся грешников. У католиков тогда существовало представление о городской территории, как об освященной земле, которую нельзя было осквернять некатолическими захоронениями. Еще в большей степени это относилось к итальянским кладбищам, которые и поныне называют camposanto, т.е. „святое поле“.
И после появления внутри городской черты „протестантского“ кладбища в районе Тестаччо с середины XVIII до начала XIX века существовал унизительный регламент похорон некатоликов: ночью, при свете факелов, под эскортом конных жандармов. Власти опасались манифестаций фанатиков, не желавших осквернения римской земли. О таких ночных похоронах можно судить по анонимному рисунку „Похороны шведского художника Й. Окерстрема“ (1795, Государственный архив в Стокгольме) и гравюре Б. Пинелли (1811), хранящейся в римском муниципальном фотоархиве. Впрочем, для видных иностранцев иногда делали исключение и их разрешали погребать днем. Известны, например, дневные похороны одного английского аристократа в 1821 году. На могилах запрещались изображения крестов и религиозные по содержанию эпитафии. Цензуру осуществляла специальная папская комиссия, руководствовавшаяся принципом „extra ecclesiam nulla“, т.е. „вне Церкви (католической) нет спасения“. Эти запреты были отменены только в 1870 году, когда Рим вместе с Папской областью вошел в состав объединенного Итальянского королевства»9.

Стремление Советского государства к повсеместному равенству привело к разрушению конфессиональной картины устройства мест погребений. Лица всех званий, сословий и религий находили место своего последнего упокоения на одной и той же территории. 7 декабря 1918 года был подписан декрет Совнаркома «О кладбищах и похоронах»10, согласно которому все места захоронений и управления кладбищами переходили к местным органам власти (советам). Духовные лица от управления кладбищами устранялись. Дискуссионным является вопрос относимости к понятию «вероисповедных кладбищ» созданных в годы Советской власти т.н. «коммунистических площадок» на кладбищах для погребения последователей коммунистической идеологии (религии?).

Распад Советского государства и кризис коммунистической идеологии сопровождался религиозным возрождением — появлением устойчивого интереса (часто, весьма поверхностного) широких народных масс к религиозным традициям и обычаям. Несмотря на то, что к «верующим» себя относят до 80% граждан, лишь 4-15% населения являются глубоко воцерковленными людьми, крепко связывающими свою жизнь с обрядами и традициями церкви11. Но и этот сравнительно небольшой процент представляет собой миллионы наших соотечественников, желающих, в том числе, быть похороненными в соответствии с религиозными обрядами среди единоверцев.

Закон подразумевает создание и функционирование общественных (ст. 18 Закона), вероисповедных (ст. 19 Закона) и воинских (ст. 20 Закона) кладбищ. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Иными словами это кладбища для лиц и исполнителей их последней воли, для которых религиозные предпочтения не столь принципиальны или вообще несущественны, а также в случаях отсутствия на данной территории вероисповедальных кладбищ либо невозможности захоронения на их территории. Но и на общественных кладбищах погребение может осуществляться с учетом вероисповедальных, воинских и иных обычаев и традиций (п. 2 ст. 18 Закона).

Вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями. Деятельность вероисповедальных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 15 Закона предложения по созданию мест погребения вносятся «массовыми религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, для создания вероисповедальных кладбищ». Аналогичны нормы региональных нормативно-правовых актов. Так положения п. 1.3 ст. 22 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. № 11 «О погребении и похоронном деле в городе Москве» 12 (с изменениями от 13 января 1999 г., 21 февраля 2001 г., 5 сентября 2001 г.) предусматривают, что «предложения по созданию мест погребения в Москве вносятся... религиозными объединениями, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов, для создания вероисповедальных кладбищ или вероисповедальных участков общественных кладбищ».

Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 предполагают, что вероисповедальные кладбища или участки кладбищ следует проектировать с учетом требований и традиций религиозных организаций и конфессий (ст. 9.10). Вероисповедальные участки кладбищ следует отделять зоной моральной защиты шириной не менее 20 м. Территория зоны может использоваться для озеленения и благоустройства с применением малых архитектурных форм (ст. 9.11).

Согласно ст. 9.12. Рекомендаций на вероисповедальных кладбищах или участках рекомендуется предусматривать ритуальные зоны с культовыми сооружениями или зданиями для проведения обрядов прощания и поминовения. Для размещения на общем участке ритуальной зоны нескольких сооружений или зданий следует руководствоваться требованиями норм по противопожарной безопасности.

Примечательно, что в соответствии со ст. 10.6. Рекомендаций на всех типах кладбищ, кроме вероисповедательных, независимо от того, являются они общественными, воинскими, иными, а также независимо от форм собственности, для захоронения останков после кремации (прахов) следует предусматривать специальные участки, предназначенные для захоронения погребальных урн с прахом и безурновых захоронений.

Общим для всех перечисленных нормативно-правовых актов является положение о том, что выступать с ходатайствами о создании вероисповедальных кладбищ могут только религиозные организации, т.е. юридические лица, зарегистрированные в органах Росрегистрации в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в уставах религиозных организаций должны присутствовать положения о праве проводить богослужения и другие обряды в местах погребения и прощания с умершими и, как представляются автору настоящей статьи, положения о том, что они имеют право ходатайствовать о создании вероисповедальных кладбищ.

Следует отметить, что требования действовавшего до 27 октября 2006 года Закон Санкт-Петербурга от 30 ноября 1999 г. № 237-32 «О погребении и похоронном деле»13 о «массовости» религиозных объединений не основывались на положениях действующего законодательства, т.к. российское законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях не подразделяет религиозные организации и конфессии на «массовые» и «малочисленные». Отметим, что ныне действующий Закон Санкт-Петербурга от 4 октября 2006 г. № 408-64 «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 13 сентября 2006 года)14, не повторяя противоречий прежнего регионального закона, полностью ушел от упоминания религиозных организаций.

Последнее десятилетие ознаменовано резким ростом обращений религиозных к местным органам власти с ходатайствами об организации вероисповедальных кладбищ или вероисповедальных участков на общественных кладбищах. Так, подобные обращения были удовлетворены в Москве, где Постановлением Правительства Москвы от 31 декабря 2002 г. № 1088-ПП «О строительстве вероисповедального (иудейского) кладбища с ритуальным комплексом по Боровскому шоссе, проектируемый проезд 634» с изменениями от 25 февраля 2003 г.). Согласно ст. 1 указанного Постановления московское Правительство принимает «предложение Департамента потребительского рынка и услуг и Религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» (ФЕОР), а также Религиозной организации «Московская еврейская религиозная община (МЕРО) о создании в городе Москве иудейского кладбища в составе имущественного комплекса ГУП „Ритуал“».

Уже созданы, либо находятся в процессе создания вероисповедальные кладбища в Омске, Волгограде, Вологде, Казани15.

Недостаточная регламентация понятия вероисповедальных кладбищ, подчас слабая связь светских администраций кладбищ и религиозных общин, отсутствие четкой системы разрешений и запретов, могут быть причиной серьезных конфликтов. Так, в Костроме отмечен случай захоронения христианина на мусульманском вероисповедальном кладбище, который вызвал волну возмущения татар16.

Юридические

Место нахождения религиозной организации
Журнал «Юстиция», январь 2007
Особенности правового регулирования наименования некоммерческой организации
Журнал «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 17 сентября 2008
Католицизм и свобода совести. Историко-правовой анализ
Журнал «Политика и общество», январь 2008
Свобода совести и вероисповедания в государстве Израиль
Журнал «Юстиция», июнь 2008

Публицистические

Мульти-пульти
Газета «Московский литератор», 11, 2006
Му на острове (немного о кинофильме «Остров»)
Газета «Московский литератор», 1, 2007
 
     
Дизайн сайта — студия Артема Сучкова